МБОУ Романовская ООШ
Брянская область, Погарский район, деревня Романовка
  • Функциональная грамотность

    Результаты проведенных мероприятий.

    Согласно плану с 7 апреля по 11 апреля 2025 г. проходила неделя функциональной грамотности.

    Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие интереса к учебе, формирование функциональной грамотности, активизация познавательной деятельности обучающихся, интеграция учебной, развивающей и воспитательной деятельности.

    Каждый день Недели был посвящён различным компетенциям, составным функциональной грамотности:

    Понедельник – День математической грамотности

    Вторник – День читательской грамотности

    Среда – День естественнонаучной грамотности

    Четверг – День креативного мышления

    Пятница – День финансовой грамотности

    Первый день недели функциональной грамотности был посвящён математике. Дети представляли свой класс в числах: приводили данные различных измерений, вычисляли периметр и площадь всего класса, доски, обучающиеся 4 классов высчитывали общий рост, вес, возраст и были впечатлены полученными числами. К этому дню детьми были подготовлены творческие работы о числах в загадках, пословицах, работы по истории появления чисел, математические сказки. Первоклассники лепили цифры-пластилинки, отгадывали числа, зашифрованные в ребусах.

    Во вторник уделили внимание читательской грамотности. Дети составляли вопросы для викторины по прочитанным произведениям, потом выбирали самые интересные вопросы, чтобы задать их обучающимся из другого класса. Ребята участвовали в викторинах по сказкам, угадывали предметы и героев произведений, разгадывали кроссворды.

    Среда была посвящена естественно-научной грамотности. В классах проходили выставки «Геометрия вокруг нас», «Химия и творчество», «Физика на бумаге», познавательные игры «Что? Где? Когда?».

    В четверг ученики нашей школы учились мыслить креативно и нестандартно подходить к созданию рекламы. Нужно было привлечь внимание к своему товару, придумать интересные рекламные ходы. Дети хорошо постарались.

    В пятницу играли в игру «Продаём и покупаем». Дети продавали за условные деньги товар или услугу (мастер-класс), которые рекламировали. Все остались довольны. У кого-то хорошо шла торговля, а кто-то был рад удачному приобретению.

    Благодарим всех активных участников недели, до новых встреч!

    ЧТО ТАКОЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ?

    Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

    Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

    Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

    1) направленность на решение бытовых проблем;

    2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

    3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

    4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

    Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

    Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

    Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году –  8,9 классы).

    Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

    Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

    Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

    Нормативно-правовые документы федерального   уровня


    Нормативно-правовые документы  регионального и муниципального уровня

    Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

    Российская электронная школа.Электронный банк для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/.

    Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

    Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

    Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

    Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

    Банк тестов

    Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике